К списку статей

Венки на дорогах


Споры о пользе крестов и памятников вдоль дорог ведутся во многих странах. Причем с каждым годом дискуссии становятся все активнее. Одни считают, что немые памятники чужого горя служат дополнительным напоминанием водителям о необходимости соблюдения правил дорожного движения, проявления осторожности на дорогах. Но есть и другое мнение — память должна жить в сердце, а не в металле или граните на автодорогах.

Все чаще на автомобильных трассах у обочин можно увидеть траурные цветы, венки и даже небольшие обелиски. Все это – дело рук родных и близких тех, кто погиб в автомобильных авариях. Как говорится, смерть – горе не умерших, а оставшихся в живых. Вот живые в отчаянии и стремятся всячески поддержать память о погибших, каким-то образом, подсознательно, облегчить свои страдания в связи с утратой дорогих им людей.

Отдавая дань любви и уважения, родственники погибших навещают эти своеобразные, если можно так сказать, стихийные памятные места, вспоминают добрым словом тех, кто мог бы еще жить да жить, приносить пользу семьям и обществу. Ведь многие из тех, кто погиб в этих автодорожных происшествиях, похоронены далеко от этих мест, поэтому родным и близким, друзьям и знакомым есть возможность хотя бы таким образом «пообщаться», помянуть тех, кто ушел из этой жизни так рано и так трагически…

Вместе с тем, думается, это и один из способов «сыпать соль на раны» и себе, и другим. Потому что каждый, кто видит эти «памятные знаки», в своем воображении представляет те трагические события, которые стали причиной возложения на обочине дороги цветов и венков. И непроизвольно человек, проезжая или проходя возле таких мест, оставляет здесь частичку своего сердца, испытывает нервное напряжение, переживает, берет чужую боль себе. Вот здесь, будет правомерным задать вопрос тем, кто делает такие памятники, — а имеете ли вы право омрачать настроение и портить здоровье чужим людям, которые никогда не знали погибших? Создавая такие памятные места, мы как бы силой заставляем всех, проезжающих и проходящих мимо, брать себе, в свое сердце нашу боль, сопереживать, думать о трагическом, волноваться. А имеем ли мы право навязывать свои мысли и желания другим? Ведь находящийся за рулем автомобиля человек должен быть спокойным, сосредоточенным, внимательным.

С другой стороны, водитель, увидев цветы на обочине, задумается о возможных последствиях того, что он выехал из дома или гаража предприятия на не совсем исправном автомобиле, что он вчера с друзьями «перебрал», что едет с превышением скорости, что он заговорился с интересной во всех отношениях молодой попутчицей, а впереди – населенный пункт, много пешеходов и других помех. Так что в этом смысле «памятные места» дисциплинируют в какой-то мере водителей, напоминают им о том, что может случиться, если не соблюдаешь правила движения на автодорогах.

А вообще вопрос этот – неоднозначен. Не надо осуждать тех граждан, которые чтут память о трагически погибших именно таким образом – создавая «памятники» на обочинах дорог. Тем более, что официального запрета на такие действия нет ни в регионах, ни в целом по стране.

Однако, не стоит увлекаться этим. Ведь автомобильный парк с каждым годом удваивается, а то и утраивается, количество несчастных случаев и жертв растет, и если мы будем везде на местах дорожно-транспортных происшествий устанавливать обелиски, то во что превратятся дороги и наши мысли, душевное состояние и в конечном итоге – жизнь?!.

Дороги – не места скорби. Хорошо, что явление установки крестов-венков в местах гибели людей в ДТП не стало по-настоящему массовым. В этом бы случае при уровне смертей на наших дорогах за год, магистрали уже давно бы напоминали один большой погост. На ответственных водителей могильная символика на дорогах действует все-таки угнетающе, тягостно. Им это не надо, они и так ездят аккуратно, по правилам. Да и непозволительно отвлекать внимание водителей от дороги. Что же касается ненормальных, которых, к сожалению, на наших дорогах предостаточно, то на них венки с крестами никакого впечатления не произведут: как «летали», так и «летать» будут.

Есть известное выражение: «Живым — живое, а мертвым — царствие небесное». Так зачем же смешивать все в кучу? Тем более, не надо убиенных духовно, памятником приковывать к месту трагедии.

Опрос нескольких десятков людей - разных возрастов, профессий, верующих и атеистов. Подавляющее большинство сходятся во мнении: венкам, крестам, памятникам и прочим похоронным атрибутам место на специально отведенных для этого местах, то есть на кладбищах. Безусловно, точка зрения родных тоже понятна, но все-таки место трагедии помнится и без креста. Родные поминаются в сердце, а не на месте гибели. В дни, когда особенно тяжело на душе, можно сходить на могилу, постоять в тишине, поговорить с тем, кто так рано ушел.

А ведь люди погибают не только на автодорогах, умирают в больницах, дома, кто-то утонул. Согласитесь, смерть может застигнуть, где угодно. Но это вовсе не означает, что теперь надо все венками и памятниками украшать: не нужно свое горе выставлять на всеобщее обозрение.

Есть хороший вариант, чем можно, если это так важно, отметить место гибели родного человека. Например, можно посадить деревце или цветы. И только близкие будут знать, что это означает.

Кстати, в России в Госдуме рассматривался законопроект, согласно которому надгробия, венки и кресты на местах смертельных ДТП вдоль автотрасс следует запретить. По мнению его инициаторов, размещение вдоль дорог похоронной атрибутики является нарушением правил использования полосы отвода, а также придорожной полосы. Напоминание о смерти заставляет тяжело задумываться, погружаться в свои мысли, что недопустимо во время езды за рулем, так как вождение требует максимального внимания и концентрации. Как следствие, возникают все новые причины для аварий. При этом за незаконную установку похоронной атрибутики возможно введут серьезные штрафы для нарушителей.


Фотографии
 

Уважаемые посетители сайта

работает услуга по доставке и возложению цветов на могилы

Выберите цветы из каталога продукции и мы доставим их на место захоронения, а Вам отправим фотоотчет о проделанной работе

нажмите чтобы узнать подробнее >>>